Назначение студийного осветительного оборудования и основные схемы освещения.

Размещение студийного осветительного оборудования.

На сегодняшний день студийная фотосъемка приобрела большую популярность. Такую фотосессию не испортит ветер или внезапно скрывшееся солнце за облаками. Огромное значение в любой фотосъемке, в том числе и студийной, играет свет и правильное его расположение, ведь даже само слово фотография дословно переводится, как «светопись», или «пишу светом».
В студии нет постоянно меняющегося окружения — плывущих облаков, проносящихся машин, взлетающих голубей, которое отвлекло бы на себя внимание, и фотограф, как художник, может не отвлекаясь, передать внутренний мир, настроение и образ героя. Искусство постановки света, для достижения желаемого результата, позволяет получать разные световые и теневые эффекты. Это дает возможность скрыть любые недостатки и, наоборот, подчеркнуть достоинства объекта съёмки.

Для этого нужно студийное осветительное оборудование. За счет правильного расположения всех осветительных приборов и синхронизации работы «вспышек» — импульсных источников света и моделируется требуемый для сюжета свет.

Итак, рассмотрим студийное осветительное оборудование и его расстановку, необходимую для создания фотостудии.

Помещение для фотостудии.

Помещение для организации фотосъёмки, как говорится, чем больше, — тем лучше (в разумных, конечно пределах). Минимум площади, необходимой для портретной съёмки на документы, — это 2 х 2.5 метра. Но шедевров в такой комнатушке, конечно, создать не удастся. Если съёмкой заниматься серьёзно, то потребуется помещение, не менее, чем 4 х 6 метров и то, возможности съемки крупных объектов (например, групп людей, и даже фото одного человека в полный рост) в нём будут ограничены, но достаточны в большинстве случаев. Высота потолков фотостудии, должна обеспечить реализацию различных схем освещения и желательно, чтобы она была не менее 3 метров. Яркий солнечный свет, проходящий через окна может стать помехой для моделирования необходимых эффектов, поэтому на окнах фотостудии необходимо предусмотреть жалюзи или шторы.

Студийное осветительное оборудование.

Источники света для фотостудии бывают двух видов – постоянного света и импульсные. Постоянным светом – софитами, современные фотостудии оснащают очень редко, потому что лампы накаливания, которые в них установлены, выделяют большое количество тепла и потребляют много электроэнергии. Поэтому фотографы предпочитают пользоваться студийными вспышками, так как они более экономичны и к тому же не «режут глаза» людям, которых снимают. Еще один важный аспект: цветовая температура света. Так как человеческий глаз имеет способность адаптироваться и расценивать разные цветовые оттенки источников света, как условно белый, то фотоаппаратура, в отличии от глаз, не всегда имеет функцию коррекции белого цвета, а если разные источники света, применяемые одновременно, имеют различную цветовую температуру, то это и вовсе невозможно.

Так, уже упомянутые софиты без цветокоррекции, дадут свет желтоватых тонов, а люминесцентные лампы – зеленых. А представьте, что получится, если в портретной съемке комбинировать свет софитов с потолочными светильниками дневного света: из симпатичной девушки на фотографии может получиться русалка с зелёными волосами. Хотя кому-то этот цвет волос, возможно к лицу. Качественные студийные вспышки имеют цветовую температуру 5600 градусов, что близко к спектру солнечного света, поэтому проблем с коррекцией цвета с ними не возникает.

 

 

Студийные вспышки 

В студийной фотосъемке в основном используются вспышки-моноблоки. Моноблок — это мощная импульсная вспышка (100-1000Дж, ) с дополнительной пилотной галогенной или обычной лампой накаливания для моделирования света, которая работает независимо от других таких же. Раньше, для работы со среднеформатными и широкоформатными плёночными камерами, применялись ещё более мощные вспышки. Для современных цифровых фотоаппаратов достаточно использовать моноблоки с энергией вспышки не более 500Дж. Хотя, например, в портретной съёмке и 300Дж иногда оказывается очень много. Для этого в профессиональных студийных вспышках обязательно есть регулировка энергии импульса, диапазон которых обычно составляет от полного разряда до 1/8 — 1/16 его части, причем у большинства современных моноблоков эта регулировка плавная. Моноблоки срабатывают одновременно с затвором фотоаппарата при помощи синхрокабеля, светосинхронизатора или радиосинхронизатора.

 

     Рефлектор (отражатель

 

 

 

 

 

 

 

). Обычно идет в комплекте со вспышкой. Используется для уменьшения светорассеивания и создания направленного потока света.

 

Для создания резких теней в студийном осветительном оборудовании используют насадки с сотовым фильтром. Соты структурируют поток света и дают направленные лучи, имитирующие солнечный свет. Так же существуют насадки с параллельными полосами, создающие эффект «жалюзи». Использование таких насадок исключает попадание бликов в сторону объектива, что позволяет не пользоваться блендами или шторками.

 

При помощи правильной расстановки 2 — 4 моноблоков студийного осветительного оборудования с различными насадками можно добиться большинства требуемых эффектов. При этом следует разместить их так, чтоб они выгодно дополняли друг друга, а не «забивали» световые потоки друг друга.

1. Рисующий свет создает основную светотеневую или светотональную картину, в зависимости от света (мягкий, жесткий). Рисующий свет всегда ярче остального света. Ставить его желательно чуть выше головы модели. Хотя все зависит от того, какой эффект хотите получить. Такой свет дает контрастное изображение, поэтому в основном его используют совместно с другими источниками света.

 

Для смягчения теней, созданных рисующим светом, используют рисующий и заполняющий свет. Его источник (софтбокс) устанавливают в зависимости от желаемого эффекта заполнения. Для большего смягчения участков теней прибор ставят в боковом положении за объектом съемки.

 

 

Контровой свет помогает увидеть границу между моделью и фоном, добавляя светлую оживляющую окантовку, подчеркивая фактуру волос, одежды. При этом источник света располагается позади объекта на близком расстоянии, на стороне противоположной объективу. Для получения этого эффекта часто применяются рефлекторы со шторками.

 

Моделирующий свет (рисующий и заполняющий)подсвечивает отдельные участки объекта, создает блики. Отделяет модель от фона.

 

 

 

Фоновый свет ( рисующий, контровый,моделирующий и фоновый свет) служит для подсветки фона, придавая глубину снимаемой сцене. С его помощью можно равномерно осветить фон или создать световое пятно определенного размера или формы. Для этого обычно используют жесткий свет. Для смягчения света используют зонты с отражающей поверхностью.

Получение всех вышеперечисленных эффектов напрямую зависит от того, как именно установлен источник света и как рассеян свет.
Чтобы создать мягкий образ — используйте рассеиватель. Подойдет зонт на просвет или софт-бокс. Если же нужен более жесткий свет – зонт на отражение.

Рассеиватели света. 

Зонты. 
Самым недорогим и компактным рассеивателем света являются фотозонты. Они дают мягкий, ровный свет, которым можно управлять, регулируя расстояние от зонта до источника света. Такие зонты бывают просветными и отражающими.

Просветные зонты изготовляют из белой ткани. Такой зонт за счёт прохождения через него света, ослабляет свет не меньше чем в два раза.

Зонт «на отражение», — с наружной стороны покрыт черной тканью, внутри может быть белый, но чаще имеет серебристое или золотое покрытие. Рассеивание происходит за счет отражения. Зонт с серебряным покрытием создает более контрастное изображение, но увеличивает резкость в светлых частях, а в темных, наоборот, уменьшает. Если вы желает создать эффект заходящего солнца или загорелой кожи модели используйте зонт с золотой отражающей поверхностью. Такой зонт придаст теплый, солнечный оттенок изображению.
В зависимости от расположения зонта (можно располагать ближе — дальше от источника света, наклонять под разными углами, получая свет разной яркости и под разным углом) создаются бестеневые и, наоборот, более темные снимки.

Софтбоксы.

Софтбокс — еще один, часто применяемый в студийной фотосъемке рассеиватель света. Имеет форму четырехугольного отражателя, внутренние стенки которого покрыты металлизированным составом серебристого цвета. Свет отражаясь от стенок, проходит через белый материал, которого может быть несколько слоев. Софтбоксы различают по форме: квадратные и прямоугольные. Они идеально подходят для портретной съемки.

Очень узкие софтбоксы — стрипбоксы, где длина намного больше ширины, чаще используются для съемки в полный рост, при съемке крупных предметов. Создают крупные блики на фоне.

Октобокс — софтбокс восьмиугольной формы. Используют для создания художественного блика на глянцевых поверхностях или имитации света из окна в глазах модели.

Лайтбокс.

Чтобы получить равномерное освещение и исключить нежелательные тени и блики в предметной съемке используют лайтбокс (световой бокс). Лайтбокс имеет форму короба, стенки которого сделаны из белого материала, пропускающего свет. Объект съемки помещается внутрь короба.
Фото, полученное таким способом максимально качественное и практически
не требует дальнейшей обработки.

Шторки.

Шторки — очень интересная аксессуар, так как с их помощью можно регулировать световой поток вспышки, открывая и дверцы .Обычно шторки используют для освещения фона. Так же с помощью специальных цветных фильтров можно менять цвет фона или создавать интересные переходы.

 

Стойки (штативы).

Стойка, или штатив служит для быстрой и надежной фиксации студийных вспышек в нужных местах и на нужной высоте в помещении фотостудии. При выборе стойки следует учитывать ее грузоподъёмность и устойчивость, т.к. студийные вспышки-моноблоки имеют немалый вес (от 3 до 7 кг). Так же, для достижения нужного результата, следует учитывать ее высоту и наличие переходников для крепления студийного осветительного оборудования.

 

Схемы освещения при портретной съёмке.

Наиболее популярными в студийной съемке является портрет и предметная съёмка. Правильная расстановка осветительного оборудования в фотостудии, позволяет фотографу при съёмке портрета раскрыть образ героя и подчеркнуть его индивидуальность.
Чтобы воплотить все свои задумки, фотограф должен знать основные принципы расстановки студийного оборудования и иметь определенные навыки работы с освещением в помещении.

Рассмотрим некоторые основные схемы расположения света в фотостудии при портретной съемке.

Классическая схема.

Схема с использованием одного источника света.

Для создания четкой тени, объект съемки становится достаточно близко к фону, а вспышка с рефлектором находится на большом расстоянии от него. В зависимости от того, какой рисунок вы хотите получить, регулируйте расположение моноблока (выше — ниже).

Бабочка.

Такое название схема приобрела за счет того, что рисующий свет расположен выше головы модели и при освещении лица, получаем тень от носа в форме бабочки. Чем выше расположен источник света,- тем длиннее тень. Желательно позади объекта расположить другой источник, дающий контровое освещение. За счет этого снимок приобретёт глубину, выделятся контуры тела.

Треугольник.

Падающая тень от носа соединяется с тенью щеки и образует световой треугольник. Для этого световой источник устанавливают сбоку от модели.

Beauty.

Такую постановку света часто используют для съемки в журналы, каталоги. Свет направлен на модель с двух сторон, сквозь просветные зонты. В зависимости от угла направления света добиваемся нужного результата. В такой съемке зачастую используют отражатели, которые устанавливают на уровне лица под наклоном к нему, для создания равномерного освещения.

Правильная установка света студийного осветительного оборудования.

Вначале устанавливается главный свет – рисующий. Он устанавливается так, чтобы освещение давало наилучший результат. Затем устанавливаются дополнительные источники света для заполнения теней и контроля отражений (заполняющий) и для создания эффектов(контровой свет).
Фоновый свет ставится сзади и, соответственно, направляется на фон. Нужно следить за тем, чтобы фоновый свет не попадал на объект съемки.
Включая и выключая пилотные лампы на моноблоках, проверяйте какой эффект дает каждый из них.
Но по основным определённым схемам, не стоит действовать всегда. Не жалейте времени, затраченного на моделирование светом, экспериментируйте с расстановкой зонтов, софтбоксов и вспышек. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.
Эксперимент и ещё раз эксперимент, — позволит создавать самые разные эффекты. Тем более, что оценить результат изменений, внесённых в световую палитру, можно сразу же, посмотрев на дисплей фотоаппарата, или, ещё лучше, на монитор компьютера.
Используя специальные отражатели можно подсветить тень или сделать ее неравномерной. Кстати, такие отражатели круглой или овальной формы, часто используются при съёмках на натуре (улице, парке и т.д.) Можно расположить вспышки и зонты так, чтобы они освещали и рассеивали свет по всей площади. За счет этого тень исчезает и получается мягкая фотография.
Интересный снимок получается, если установить свет за объектом съемки, при этом виден лишь силуэт.
Если вы начинающий фотограф, то не стоит сразу закупать все оборудование, можно использовать готовый набор в кофре, состоящий из трех моноблоков мощностью 150-300Дж., стоек и аксессуаров. Возможно, в дальнейшем, Вам придётся что-то докупать, в зависимости от поставленных целей, — но вы уже будете знать, что именно вам необходимо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *